Музей архитектурной художественной керамики «Керамарх»
Государственный музей истории Санкт-Петербурга
Охотник за изразцами. Русское изразцовое искусство XV — cередины XVII века глазами С. А. Маслиха. Выставка из фондов Государственного музея архитектуры имени А. В. Щусева и Центрального музея древнерусского искусства имени Андрея Рублева (Москва)
Выставка «Охотник за изразцами...» посвящена мало знакомому петербургскому зрителю материалу — архитектурной художественной керамике XV — первой половины XVII века, важного и интересного периода в истории отечественного зодчества, когда на Руси формировалась традиция использования новых видов декора, а в интерьер и быт вошли изразцовые печи. Речь идет о терракотовых фризах, практически неотличимых от белокаменной резьбы, а также о первых опытах русских зодчих по введению цвета в декоративное убранство фасадов, о «красных» печных изразцах и изразцах муравленых, украшавших не только печи, но и фасады Москвы, Костромы, Углича, Ярославля и целого ряда других городов.
Лишь малое число памятников архитектуры этого периода сохранили свое первоначальное керамическое убранство. Церкви перестраивали, а в ХХ столетии — варварски разрушали. Печи — перекладывали, но чаще — просто разбирали. Сохранению «древних» изразцов во многом способствовал труд исследователей-подвижников. Среди них — Сергей Александрович Маслих (1901–1991), посвятивший несколько десятков лет своей жизни изучению и популяризации искусства русского изразца. На выставке представлены созданные им графические листы и подлинные образцы архитектурной керамики из фондов Государственного музея архитектуры имени А. В. Щусева и Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева.
С. А. Маслих был архитектором, коллегой и соратником знаменитых братьев Весниных, в мастерской которых он работал на протяжении многих лет, занимаясь в основном типовым жилищным строительством. Исполненные им или под его руководством проекты широко использовались на всей территории СССР. «Постоянные частые поездки по местам строительства, осуществляемого по нашим проектам, и путешествия по древним городам и старинным усадьбам позволяли мне знакомиться и изучать памятники русской архитектуры, без знания которой я не мыслил своей работы над современным жильем», — вспоминал архитектор впоследствии.
В 1957 году С. А. Маслих перенес два инфаркта, а после выздоровления был вынужден уйти на пенсию и сменить сферу своих занятий. Он увлекся изразцами и стал вести планомерную фиксацию архитектурной керамики, сохранившейся как на фасадах исторических памятников, так и в музейных собраниях. Насмотренность, системность мышления и накопленные знания позволили С. А. Маслиху атрибутировать многие изразцы, систематизировать их по хронологии, географии, школам и даже открыть ранее неизвестные центры изразцового производства.
В 1969 году, когда число созданных им графических листов превысило пятьсот, исследователь организовал в Музее архитектуры имени А. В. Щусева выставку, получившую тогда самые восторженные отзывы. Пятьдесят лет спустя графика С. А. Маслиха вновь представлена публике, на этот раз — рядом с подлинными изразцами.
Музей архитектурной художественной керамики «Керамарх»
Государственный музей истории Санкт-Петербурга
Государственный музей архитектуры им. А. В. Щусева
Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева
Кураторы М. Л. Макогонова, К. В. Лихолат, А. И. Долгова
Научный консультант С. И. Баранова
Художник Л. Э. Сиваш
Над выставкой работали Е. С. Лихачёва, Т. А. Дудина, А. Л. Карпун, О. А. Олах (Государственный музей архитектуры им. А. В. Щусева); М. Б. Миндлин, Е. Ш. Корнеева (Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева); С. Э. Калюжин, И. А. Карпенко, С. В. Козырева (Государственный музей истории Санкт-Петербурга); С. А. Беляков (Музей архитектурной художественной керамики «Керамарх»)
1 | 2 | |
3 | 4 | |
5 |
1. Сергей Александрович Маслих
Муравленый изразец с изображением батальной сцены из декора Троицкой церкви в Костроме
1965
ГНИМА Р V-6251/4
2. Сергей Александрович Маслих
Муравленый изразец «Лев зверь» из декора фасадов Троицкой церкви в Костроме, хранящийся в фондах Музея архитектуры им. А. В. Щусева
1963
ГНИМА Р V-6251/9
3. Сергей Александрович Маслих
Муравленый изразец «Инарок зверь лютый» из декора фасадов Троицкой церкви в Костроме, находящийся в собрании Керамической лаборатории Академии архитектуры
1965
ГНИМА Р V-6251/10
4. Муравленый изразец «Грив зверь лютый» из декора фасадов Троицкой церкви в Костроме
1660-е
Московское производство
ГНИМА Р VIII-62/2
5. Муравленый изразец с изображением сцены «Сведение змею» из декора фасадов Троицкой церкви в Костроме
1660-е
Московское производство
ГНИМА Р VIII-62/7
Copyright © 2018-2021. All rights reserved.