Открывая двери старых домов. Архитектурная керамика Риги в объективе Маргариты Фединой

 

С 11 сентября 2021 года в Музее архитектурной художественной керамики «Керамарх»
(Государев бастион Петропавловской крепости) открыта выставка «Открывая двери
старых домов. Архитектурная керамика Риги в объективе Маргариты Фединой».

Маргарита Федина —
профессиональный фотограф с довольно узкой
специализацией — архитектура и интерьер. Она сотрудничает с отелями сетей Marriott, Hilton,
Palmira, Holiday Inn, строительными и реставрационными компаниями. Свободное время
также посвящает фотографии. Любимые темы — город, архитектура и портрет. Личные
творческие проекты до сих пор снимает на пленку. С 2008 года является членом Союза
фотохудожников России.
Фотографии Маргариты разной тематики экспонировались на более чем 30-ти
персональных выставках. Ее снимки находятся в фондах многих музеев России и Латвии, в
коллекции «Дойче Банка», в частных коллекциях. Начиная с 2009 года в России, Белоруссии и
Латвии вышли более 100 книг с фотографиями Маргариты Фединой.

На выставке представлены запечатленные Маргаритой образы рижской архитектуры
конца XIX — начала ХХ века, объединенные общей темой — архитектурная художественная
керамика на фасадах и в интерьерах. Памятники этой эпохи составляют около 40 %
исторической застройки центра латвийской столицы, где сформировался самобытный вариант
югендстиля, в котором стремление к подчеркнутой декоративности сочеталось с мощным
национально-романтическим движением, близким северному модерну, получившему в начале
ХХ века широкое распространение в Скандинавии, странах Балтийского региона и в Санкт-
Петербурге. Неотъемлемой частью этого наследия являются изразцовые печи, настенная и
напольная плитка, облицовочный кирпич и фасадные керамические вставки — фотограф
акцентирует внимание зрителя именно на таких архитектурных деталях, проблема сохранения
которых является насущной и актуальной не только для Риги, но и для Петербурга.
Фотографии сопровождаются текстами-комментариями «Керамарха», что делает эту
экспозицию не только красивой, но и информативно-познавательной. Внимание любителей
старины безусловно привлекут изображения изразцовых печей производства фабрик «Цельм
и Бём» (Рига, Латвия) и «А. Мерейно и Е. Либо» (Вильнюс, Литва), изделия которых в начале
ХХ века пользовались в России большой популярностью, неоднократно завоевывали призы на
промышленных выставках и распространились не только в прибалтийских губерниях, но и в
Петербурге.

«Если модерн — мой любимый стиль в архитектуре, то керамика — это любимый вид
искусства. А уж если удается их совместить, работа приносит огромное удовольствие!
Поэтому снимая интерьеры рижских домов и квартир, я радовалась каждой печи, каждой
плиточке», — отмечает М. Федина.

Выставка состоялась при поддержке профессиональной фотолаборатории Foto-One.