Научно-просветительская деятельность

2–4 октября 2019 года в музее КЕРАМАРХ пройдет международня научная конференция "Архитектурная художественная керамика: искусство и технологии". Подробнее (перейти)...

 

Специалисты нашего музея архитектурной и художественной керамики «Керамарх» считают, что лекции должны не только давать знания, но и способствовать формированию мышления и разностороннему развитию человека. Так как сейчас конкурентом лекции выступают другие обучающие формы и источники информации, имеющие немало преимуществ: видео- и кинотехника, телевидение, мультимедийные средства, диспут, беседа, конференция, «круглый стол», устный журнал, деловая игра и иные активные формы и средства обучения. Поэтому лекции в нашем музее не только информируют слушателя, но и мотивируют, что в нашем современном мире имеет высокое значение. Лекция — очень эффективная форма систематического, живого, непосредственного контакта сознания, чувства, воли, интуиции, убежденности, всего богатства личности специалиста с внутренним миром слушателя. А в такой тематике как искусство к лектору предъявляются очень высокие требования, так как специалист должен разбираться не только в обозреваемом предмете, а и в самом искусстве в целом.

 

С учетом этих требований каждая наши лекции имеет четкие правила, а именно:
•    Имеет  четкую структуру и логику;
•    Имеет твердый теоретический и методический стержень, важную проблему;
•    Законченный характер освещения определенной темы (проблемы);
•    Все лекции в нашем музее имеет доказательную и аргументированную форму, содержат достаточное количество ярких и убедительных примеров, фактов, обоснований, имеют четко выраженную связь с практикой;
•    Раскрывают противоречия и указывают пути их решения, ставят перед слушателями вопросы для размышления;
•    Обладают силой логической аргументации и вызывают у слушателей необходимый интерес познания;
•    Доступны для восприятия  любой аудитории.


Кроме научного содержания большое значение следует придавать доходчивости лекции, восприятию и усвоению материала слушателями, так как, в конечном счете, в этом и состоит главная цель лекционного этапа обучения, считают наши специалисты. Главное в лекции – это мысль, логичность, умение показать интересное в излагаемом вопросе, дать формулировки сжатые, точные и запоминающиеся, добиться подъема интеллектуальной энергии слушателей, вызвать движение мысли вслед за мыслью лектора, добиться ответной мыслительной реакции. В этом случае будет обеспечено и непроизвольное увлечения слушателя, говорят наши специалисты.

 

Конференции

Люди, только вступающие в научное или деловое сообщество, зачастую считают, что основная цель проведения конференций – это передача информации о новых результатах в ходе докладов. Однако это верно лишь отчасти. Во-первых, публикация или переписка (в том числе и электронная) является гораздо более эффективным средством передачи информации, чем устный доклад. Во-вторых, если результаты совсем новые и пока не опубликованы в «большой» печати, исследователь, как правило, не заинтересован в том, чтобы обнародовать их раньше времени в слишком широких кругах. Поэтому, хотя обмен информацией – важнейшая составляющая конференций, однако их основной целью является поддержание научного или делового сообщества как социального института. Такие сообщества всегда формируются на основе социальных сетей, то есть состоят из определенных кругов общения. Каждый из таких кругов образует формальный и/или неформальный социальный институт, со своей хартией, нормами и ценностями. На конференциях музея архитектурной и художественной керамики “Керемарх” вы будете вовлечены в такие тематики как: инновационные методы восстановления и реставрации предметов культуры и исторической ценности. Проблематика создания копий из поврежденных подлинников архитектурного искусства. И многое другое.

 

Представляя результаты исследования на конференции, исследователь тем самым обеспечивает распространение определенной информации в определенных кругах общения. Кроме того, он подтверждает тем самым свою принадлежность к этим кругам (или намерение вступить в них). Прежде всего, презентация проекта на конференции должна обратить на себя внимание аудитории. То есть она должна быть не только содержательной, но в определенной степени интригующей, и даже провокационной. Важно передать информацию, но не менее важно знать, кто ее воспримет и какой эффект это будет иметь. Тем более что очная конференция – это единственное место, где можно получить не только индивидуальную реакцию отдельных членов, но и групповую реакцию сообщества.

 

Научная деятельность

Научно-исследовательская работа является основой функционирования, одним из ведущих направлений деятельности любого музея. Каждое новое поколение вносит свои нюансы в понимание сущности музея, а, следовательно, и его деятельности, которая определяется особенностями конкретной эпохи. Но в разные периоды истории, несмотря на присущие музеям и эпохе особенности, музеи являются исследовательскими с одной стороны, а с другой: культурно-образовательными центрами. Историческое развитие музеев позволяет проследить их постоянную связь с наукой. В определенные периоды музейные собрания становились базовой основой для фундаментальных и прикладных исследований целого ряда областей науки, в музеях работали крупные ученые, в их стенах делались важные для науки открытия, создавались фундаментальные труды. Наш музей архитектурной и художественной керамики “Керемарх” не стал исключением, и исследовательская работа в музее развивается в двух направлениях: Первое направление - изучение музейного собрания. Изучение этих объектов является основным направлением музейных исследований. В процессе исследовательской деятельности открываются новые источники, определяются способы их использования и введения в научный оборот, расширяется и углубляется научная проблематика. Как и в других научных учреждениях, научно-исследовательская работа в нашем музее определяется направлением, характерным для современного состояния соответствующей отрасли науки. Второе направление - музееведческие исследования - выполняющее определенные со-циальные функции.  

 

К группе музееведческих исследований относятся:
•    Разработка концепций музея и отдельных направлений музейной деятельности;
•    Научное проектирование экспозиций и выставок;
•    Социологическое изучение аудитории;
•    Разработка форм и методов культурно-образовательной деятельности;
•    Разработка проблем обеспечения физической сохранности музейных экспонатов;

 

В осуществлении исследований наш музей активно сотрудничают с музееведческими и памятниковедческими центрами. Такими как: Российский институт культурологии, Институт культурного и природного наследия, Лаборатория музееведения Государственного центрального музея современной истории России, Методический центр Государственного Исторического музея, Научно-практический центр по проблемам музейной педагогики Государственного Русского музея (Санкт-Петербург), кафедра музейного дела Академии переподготовки работников искусства, культуры и туризма.